Главная » Лента новостей » Познавательно

Ванская кошка

Добавлено: 08 Декабря 2012   Просмотров: 9209
Анатолийское плато. Высота 1720 метров над уровнем моря. Здесь, среди гор, раскинулось соленое озеро Ван, словно исполинское зеркало, в которое глядятся вулканы Сюпхан и Немрут, старинные монастыри с высоких обрывов и крепости, помнящие еще воинов Ксеркса.

Удивительные белоснежные коты, живущие на берегах этого озера, были открыты для фелинологического мира (фелинология — наука, изучающая кошек) в середине XX века. Однако с каких пор они живут здесь, никто точно не знает...



За много лет до нашей эры арийские племена асов и ванов до своего переселения на север, в Скандинавию, владели обширными землями в Азии. Примечательно, что Фрейя — богиня любви скандинавских мифов, обладательница волшебной повозки, запряженной котами, — родом из ванов. Имя ванов унаследовало и по сей день хранит озеро. Позже на его берегах были персы, армяне, византийцы, турки, завоеватель Тимур. Кто из них и когда привез сюда этих котов?



А может, и не привозил вовсе? Об этом знает, наверное, только патриарх гор Земли — Арарат, хорошо видимый с Вана. Легенда говорит, что коты эти — потомки той самой кошачьей пары из Ноева ковчега, что спаслись от потопа, сойдя затем на обновленную Землю. Какова бы ни была их история, нет сомнений — это одна из древнейших, коренных кошачьих рас, сохранившаяся благодаря удаленности, труднодоступное и суровому климату этого края.



Минус 35 зимой и плюс 40 летом — надо быть очень сильным, чтобы выжить среди этой вечной борьбы «ангелов огня и льда». Здешние коты — настоящие горцы. Эти четвероногие атлеты одинаково хорошо чувствуют себя в снегу и на раскаленных солнцем камнях. Мощные лапы, гибкое и сильное тело — в считанные секунды такой кот может забраться на высокое крутое плато.



Устья рек, впадающих в Ван, там, где вода более пресная, — любимые места охоты котов. Поддеть на коготь серебристую рыбешку, а иногда и броситься за ней в озеро с высокого плато «рыбкой» и вынырнуть с добычей в зубах — все это коты проделывают виртуозно. Мелкие грызуны и птицы тоже не ускользают от их внимания, но вода все же — основное место охоты. Впрочем, не только охоты, но и отдыха. Коты озера Ван — уникальные, единственные из мира кошек, кто всю жизнь плавает, ныряет, купается не только по необходимости, но и из удовольствия.



В июле — августе 1955 года журналистка Лора Лашингтон, любительница кошек, и фотограф Соня Хэллидей, путешествуя по Турции, готовили репортаж для одной из британских газет. И однажды Лора заметила очень эффектных кошек. Уважив ее интерес, местные жители подарили ей двух котят разного пола, которых она решила взять с собой в Лондон. На обратном пути было очень жарко, и машина перегрелась, поэтому путешественницы остановились у ручья, чтобы долить в машину прохладной воды и отдохнуть в тени деревьев. Известно, что кошки стараются держаться подальше от воды, поэтому Лора Лашингтон была поражена, когда котята выскочили из машины и, прыгнув в ручей, не только не утонули, а начали плескаться на мелководье!  Эти два котенка стали первыми известными ванскими кошками, вывезенными из Турции в Европу. Кота назвали Ван Атилла, а его сестру — Ван Гюзели Искендерун. И хотя сохранившаяся фотография Ван Гюзели Искенде-рун черно-белая, кошка, по свидетельству современников, была классического красно-белого ванского окраса.

Осень и зиму на Ване коты и кошки проводят под крышей человеческого жилья. Ласковые и любезные, они радуются общению с людьми, ищут человеческой дружбы, но и сами доставляют немало удовольствия своим присутствием. Однако с наступлением весны и лета ничто не удержит их дома. Они соединяются в пары, уходят в горы, кот и кошка при этом ведут совершенно дикий образ жизни: вместе охотятся в горах и на озере — будто всегда так жили.



С наступлением осени, когда становится заметно холоднее, они вновь спускаются в долины, возвращаясь в дома людей. Вскоре у кошки появляются котята, обычно 2-3. Как и их родители, котята вырастают белоснежными, с «береткой» золотой шерсти на голове и с таким же золотым хвостом. Белая шубка зимой средней длины, а летом короткая.

Глаза у котов озера Ван голубые или карие, часто разного цвета: один голубой, другой карий. Многих удивляет та скорость, с которой плавают эти коты, не имеющие никаких особых перепонок на лапах. Однако такую роль на них играют густые пучки шерсти. Важно и то, что шерсть не удерживает воду и не затрудняет быстрое и легкое плавание. Структура шерсти такова, что вода стекает, соскальзывая с нее. Стоит коту вылезти на берег, отряхнуться на солнышке — и через минуту он сухой.

Котята рождаются и подрастают под крышей человеческого жилища, они дружелюбны и ласковы, хотя не терпят фамильярности и покушений на свою свободу. В душе они — горцы. Наступит время, и они уйдут искать свое счастье в родные горы, но обязательно вернутся, верные дружбе с человеком.



Нет ничего удивительного в том, что коты озера Ван (официальное название породы — турецкий ван) покорили весь мир, как только стали ему известны. Многие знаменитости пожелали иметь у себя такое животное, поэтому вскоре на озеро Ван открылось настоящее паломничество, и котов стали похищать. Поначалу это даже льстило местным жителям, они гордились тем, что люди со всего мира едут смотреть и покупать их котов. Коты озера Ван стали местной достопримечательностью, символом и украшением этого сурового края. Но со временем белоснежных рыцарей озера стало так мало, что 30 лет назад закон Турции запретил их вывоз. Аборигенных котов Вана оставалось тогда, как говорят, не более 100.



Потомки похищенных горцев сохранились в питомниках Европы и Америки. Правда, это уже не рыцари озера — глубокая природная связь с водой для них потеряна, хотя к ней они по-прежнему неравнодушны: очень радуются дождю, а иногда набиваются в компанию к хозяину, когда он принимает ванну. Но ванна, согласитесь, не Ван, где у берега глубина до 100 метров, а вершины вулканов упираются в небо.
К счастью, белоснежный кот, рыцарь озера, не исчез совсем с берегов Вана.

Возможно, привычка уходить с подругой в горы по весне и спасла его. Ведь домашний кот всегда заложник своего доверия к человеку. Иное дело — горец. Его счастье среди вершин, что отражаются в соленом зеркале Вана, и он доверяет только Создателю.

Сергей КОРШУНОВ

ванская кошка