Главная » Лента новостей » Новые виды

В высокогорных лесах Вьетнама русские ученые нашли лягушек-эльфов

Добавлено: 22 Мая 2017   Просмотров: 11642

Исследователи биологического факультета МГУ имени М.В.Ломоносова в составе международной группы ученых обнаружили и описали новый вид узкоротых чесночниц —  лягушек,  обитающих в высокогорных лесах Южного Вьетнама.

Новому виду дали имя "эльфина" (Ophryophryne elfina) —  по названию сказочных лесных существ.  Статья с описанием вида опубликована в журнале ZooKeys.

Чесночницы получили свое название из-за того, что в случае опасности издают резкий чесночный запах, отпугивающий врагов. Ученые посчитали, что особенности внешности и необычное местообитание придают открытому виду лягушек сходство с эльфами.

Ophryophryne elfina в естественной среде обитания. Фото: Н. Поярков (фото предоставлено пресс-службой МГУ)

Выросты над глазами, похожие на маленькие рога, и красно-оранжевые бугорки на коже, складывающиеся в причудливые узоры, делают Ophryophryne elfina похожими на сказочных персонажей. Сами же лягушки очень маленькие – длина их тела не превышает трех сантиметров.

Чесночницы были обнаружены в уникальных субтропических вечнозеленых  горных лесах плато Лангибан (Южный Вьетнам) на высоте от 700 до 2200 метров над уровнем моря. Даже в научной литературе эти леса называют эльфийскими: за счет постоянных испарений они обычно окутаны дымкой, деревья в них невысокие, густо покрытые мхом.

«Эльфийские леса» постоянно окутаны туманом. Фото:Н. Поярков (фото предоставлено пресс-службой МГУ)

Ученые описали Ophryophryne elfina в сопоставлении с другими видами узкоротых чесночниц: Ophryophryne synoria и Ophryophryne gerti.  Исследования показали генетические различия между видами. Ученые также описали внешние различия, строение лягушек и записали звук их голоса.

Оказалось, что брачные песни самцов Ophryophryne Южного Вьетнама напоминают птичий свист, который различается у представителей описанных видов по громкости, высоте тона, длительности "вызова" и количеству повторений за одну серию.

Ученые отмечают, что существование вновь описанного вида Ophryophryne elfina и других узкоротых чесночниц зависит от сохранности вечнозелёных влажных широколиственных лесов и чистоты горных ручьев, в которых эти лягушки размножаются. В исследовании говорится, что на сегодняшний день размер и динамика популяции лягушек данного вида,  а также ареал обитания еще точно не определены.

Поэтому авторы статьи рекомендуют внести описанный вид "эльфийских лягушек" в Красный список Международного союза охраны природы как находящийся под угрозой до тех пор, пока не будет собрана дополнительная информация об их жизни.

лягушка, новый вид