Страусы помогли решить вопрос с шеями динозавров

Добавлено: 16 Августа 2013   Просмотров: 11951
Ученые выяснили, что невероятно гибкие шеи у диплодоков и прочих зауроподов в фильмах Planet Dinosaur и "Прогулки с динозаврами" могут не соответствовать действительности, изучив структуру позвонков и мускулов у самых больших и длинношеих их родственников - африканских страусов.

Палеонтологи изучили структуру шейных позвонков и мускулов у страусов и пришли к выводу, что их древние "кузены", травоядные динозавры-зауроподы могли обладать значительно менее гибкой и подвижной шеей, чем считали ученые ранее, говорится в статье, опубликованной в журнале PLoS One.

"Ключевым выводом нашей работы стало то, что компьютерное моделирование любой биологической системы, будь то отдельный орган или все тело динозавра, требует проверки экспериментом до того, как его примет научное сообщество и остальные люди. Красивые реконструкции динозавров в научно-популярных фильмах легко очаровывают нас, но они не основаны на реальных данных и только путают непросвещенную публику", — заявил Мэттью Кобли (Matthew Cobley) из университета Юты в Солт-Лейк-Сити (США).

Кобли и его коллеги выяснили, что невероятно гибкие шеи у диплодоков и прочих зауроподов в научно-популярных фильмах Planet Dinosaur и "Прогулки с динозаврами" могут не соответствовать действительности, изучив структуру позвонков и мускулов у самых больших и длинношеих их родственников — африканских страусов (Struthio camelus).

По словам авторов статьи, большинство исследований, посвященных шее зауроподов, опираются исключительно на данные об устройстве их позвонков, и не учитывают роль мускулов в гибкости и подвижности шеи. Они попытались восполнить этот пробел, проследив за тем, какие дополнительные ограничения накладывают мышцы на движения шеи у страусов.

Для этого ученые приобрели несколько замороженных шей страусов и измеряли их гибкость и другие параметры, постепенно освобождая позвонки от слоев мяса. К их удивлению, мускулы гораздо сильнее ограничивали подвижность шеи, чем считалось ранее.

Таким образом, если зауроподы имели аналогичную мускулатуру, их шеи обладали минимальной гибкостью и могли растягиваться или сжиматься в крайне ограниченных пределах. Это позволяет говорить о том, что современные представления об облике длинношеих динозавров нуждаются в корректировке.

страус, динозавр