Российские ученые выяснили, что вороны еще умнее, чем считалось ранее

Добавлено: 20 Декабря 2014   Просмотров: 9072

Вороны в очередной раз продемонстрировали свои интеллектуальные способности. В экспериментах, поставленных российскими исследователями, они показали, что способны к обобщению по признаку сходства и, более того, к выявлению сходства по аналогии.

Вороны, а точнее, птицы семейства врановых, к которому относятся также вóроны, грачи, сороки, галки, сойки, — чемпионы по интеллекту среди птиц. Они способны решать сложные логические задачи, используют и даже сами изготавливают орудия (новокаледонские вороны).

Но даже от ворон трудно было ожидать такого уровня мышления, который они продемонстрировали в экспериментах российских исследователей, проведенных в лаборатории физиологии и генетики поведения биологического факультета МГУ. Птицы оказались способны выявлять сходство по аналогии.

До сих пор это считалось свойством почти исключительно человеческого мышления.

О результатах своих экспериментов ученые написали в журнале Current Biology в совместной статье с Эдвардом Вассерманом, профессором психологии Университета Айовы.

Интеллектуальными возможностями врановых уже в течение многих лет занимается группа под руководством доктора биологических наук Зои Зориной, в которую входят Анна Смирнова и Татьяна Обозова, соавторы статьи. Исследователи уже доказали, что вороны способны не только к сложному обучению, но и к мышлению, например, могут использовать понятия «больше», «меньше», «число».

Цель описанных в статье экспериментов состояла в том, чтобы проверить, насколько серые вороны — то есть самые обычные вороны, которые живут в Москве, — способны обобщать признак «сходство». Как объясняют ученые,

способность относить объекты к определенным категориям («свой-чужой», «съедобное-несъедобное», «опасное-неопасное») необходима животным для выживания в природе.

А любая категоризация основана на способности выявлять признаки сходства и различия и обобщать эти признаки.

На первом этапе экспериментов двух ворон учили выбирать объект по сходству с образцом. Перед птицей помещали две кормушки, накрытые карточками. Между ними помещали карточку-образец, изображение на которой было таким же, как на одной из карточек для выбора. Ворона скидывала клювом одну из карточек, но находила в кормушке под ней подкрепление (личинку мучного червя), только в том случае, если изображение на этой карточке было таким же, как и на образце.

Усвоив принцип выбора по сходству с образцом по какой-то одной категории признаков, например по цвету, птицы без дополнительного обучения смогли перенести его на другие признаки, например формы или размера фигур.

Способность к такому переносу правила выбора свидетельствует о том, что при решении задачи вороны оперировали понятиями «сходство» и «различие».

На следующем этапе ученые впервые исследовали у ворон способность к выявлению сходства по аналогии. Аналогия (от греческого ana logon — в соответствии с соотношением) — это сходство в каких-то отношениях между несколькими объектами, различными в других отношениях.

На этом этапе для решения задачи птицы должны были выявить сходство между изображениями пар фигур. Например, если на образце была изображена пара кругов одинакового размера, то на стимулах для выбора — пары треугольников: на одном треугольники одинакового размера, а на другом — разного. В этом случае правильным был выбор изображения двух одинаковых треугольников, т.е. того же соотношения размера фигур, как и на образце.

В других вариантах тестов птицы должны были сопоставлять соотношение форм или цветов пар фигур. Так или иначе, образец и «правильный» стимул для выбора не имели никакого физического сходства и соответствовали друг другу (были аналогичны) только по соотношению признаков.

Поразительно, но птицы справились с этой задачей. Конечно, иногда они ошибались, но число их ошибок было с высокой достоверностью меньше, чем при случайном выборе. Доля правильных выборов составляла 75–80%.

«Птицы успешно выбирали объект, сходный с образцом по аналогичному соотношению размеров фигур вне зависимости от их формы; по соотношению формы фигур вне зависимости от их цвета и по соотношению цветов фигур вне зависимости от их формы, — объясняет Анна Смирнова. — Наши данные впервые продемонстрировали высочайшую степень обобщения признака «сходство» у серых ворон. Эти птицы оказались способны выявлять не только сходство по отдельным, в том числе и по новым для них перцептивным признакам, но и сходство по аналогии соотношений признаков».

«Построение аналогий — сравнение отношений — считается одним из высших проявлений абстрактного мышления, — говорит Эдвард Вассерман. — До сих пор считалось, что к нему способны лишь человек и антропоиды».

Он назвал эксперименты, проведенные российскими учеными, очень искусными, а полученные результаты — поразительными.

ворона, Интеллект