О том, что ученым удалось узнать по замороженному трупу этого и других детенышах мамонта, рассказал старший научный сотрудник Палеонтологического института (ПИН) РАН, кандидат биологических наук Евгений Мащенко.

Живой детёныш мамонта шести—восьми месяцев выглядел приблизительно так

Разорван пополам неизвестной силой

Хромского мамонтенка, как и других, обнаружили случайно: Игорь Лебедев, проплывая на моторке по реке Хрома, удивился необычной активности песцов, копошащихся у основания одной из кочек на берегу.

В других случаях остатки мамонтов и их детенышей оказываются в руках палеонтологов благодаря добыче золота и других ископаемых.

По размерам тела (длина 158,5 см, высота в холке 60 см, вес около 100 кг) мамонтенок выглядел на 6−7 месяцев. Позже, изучая зубы и кости методом сканирования на томографе, ученые подтвердили это по состоянию зубов (зубы мамонтов – их основной «документ» показывающий возраст). Тело хромского детеныша было повреждено совершенно необычно.

«Наверное, его кто-то съел», – первой мыслью Евгения Мащенко было нападение хищника. Но следов х крупных клыков и больших когтей на теле не было, хотя песцы изрядно обгрызли хобот и голову.

Мамонтенок был очень худым, практически без слоя подкожного жира. При более тщательном исследовании оказалось, что у него разорван позвоночник, приблизительно посередине, и две части — передняя и задняя половины позвоночного столба, расположены под углом друг к другу. Шкура на поверхности тела при этом сильно растянута. Судя по всему, именно разрыв и растяжение привели к смерти. О причинах, которые могли это вызвать, палеонтологи пока только догадываются.

У Игоря хорошо сохранились ногтевые пластинки на стопах ног. Толстая огрубевшая кожа на подошвах говорит о том, что детеныш уже достаточно долго ходил за своей матерью, а стирание первых двух зубов говорит о переходе от грудного молока на смешанный тип питания.

Вскрытие и сканирование мамонтенка произведено во Франции. Детали его исследования будут опубликованы позже. Важно, что образцы для биохимических и генетических анализов удалось взять без размораживания находки — это гарантия их качества.

Детский сад в вечной мерзлоте

Самый первый российский мамонтенок, ставший «звездой» СМИ, был найден в 1977 году на реке Киргилях (приток р. Колыма).

Это знаменитый Дима. Сейчас его забальзамированное тело выставлено в музее Зоологического института РАН. Ученые оценили возраст Димы в 6−7 месяцев.

Мамонтенок Дима

Дима был очень сильно истощен, его желудок совершенно пуст, и специалисты решили, что перед смертью детеныш долго голодал, ослаб и, вероятно, захлебнулся в жидкой грязи.

Следующий детеныш – Гоша, найденный на Индигирке в 1990 году, стал первым новорожденным найденышем попавшим в руки палеонтологов. Он был настолько мал, что имел все признаки младенца: несросшиеся кости черепа, нестертые зубы.

Маша, которую нашли в 1988 году на Ямале, стала первой «мамонтовой девочкой». Она также совсем мала – новорожденная или не старше месяца. Палеонтологам удалось совершенно точно определить, что это самочка.

А вот Саша, найденный в 2004 году на Оймяконе, был старше. Ученые провели полное компьютерное сканирование этого мамонтенка, результаты будут вскоре опубликованы. Сканирование показало, что на основании головы и холке у детеныша откладывался слой жира.

Возникает такой жировой горб, наподобие верблюжьего, и служит для тех же целей – запас на трудный период жизни. Сканирование черепа продемонстрировала хорошо сохранившийся мозг, но некоторые части мозга оказались сильно смещены внутри черепной коробки. Ученые думают, что детеныш при жизни получил травму головы.

Второй ямальский мамонтенок – Люба  — найденный в 2007 году, отличался очень хорошей сохранностью. Полное томографическое исследование Люба прошла в Японии, но результаты еще не опубликованы.

Хорошая сохранность позволила провести подробные биохимические и генетические анализы. Митохондриальная ДНК мамонта была изучена во многом благодаря именно этому детенышу. Люба питалась только молоком матери и при этом отличалась упитанностью: слой подкожного жира достигал 2−3 см. «Это самый толстенький детеныш, — отмечает Евгений Мащенко».

Что узнали палеонтологи

Мамонты – ближайшие родственники слонов. И, как установили ученые, их семейная жизнь и развитие детенышей во многих чертах происходит так же, как у африканского и азиатского слона. Палеонтологи считают, что у мамонтов были такие же, как у слонов, семейные группы состоящие только из самок и их детей разного возраста.

Мамонтенок Маша

Но были и различия. Многие из них объясняются тем, что мамонты жили в холодном климате и должны были к нему приспосабливаться. Детеныши рождались весной, после ослабления морозов. Но и тогда мамонтенок, который рождался мокрым, мог замерзнуть. Ученые предполагают, что матерям приходилось долго дышать на новорожденного, чтобы обсушить его.

Возраст детенышей мамонтов палеонтологи научились определять по зубам – по прорезыванию и степени стертости зубов. Они построили «зубную шкалу» возраста. Изучение детенышей мамонтов показало, что они росли быстрее, чем слонята – обгоняя их примерно на полгода. Это давало им возможность достаточно окрепнуть, чтобы выдержать первую в жизни зимовку в холодном климате.

На телах мамонтят ученые изучили, как развивается бивень. У детенышей сначала появляются временные бивни (как молочные зубы) и только потом – постоянные. Оказалось, что еще до прорезывания из альвеолы зачаток бивня покрыт эмалевым колпачком и слоем цемента, который потом, при выступании бивня из альвеолы, стирается.

Самая последняя информация пришла из Якутии. Нашли очередного мамонта, но на этот раз взрослого – ему больше 6−7 лет. Значит, ожидается еще одна крупица информации к нашим знаниям о жизни мохнатых гигантов.