Американские ласточки эволюционировали из-за машин
Гнезда ласточек на эстакаде
От столкновения с машинами только в США гибнут 80 миллионов птиц в год. Поток машин на американских магистралях непрерывно растет, но и численность птиц тоже. Поэтому семейная пара орнитологов, Мэри Бомбергер-Браун и ее муж Чарльз, искренне удивилась, заметив, что с каждым годом им попадается все меньше и меньше мертвых ласточек на дороге.
С 1982 года они вдвоем изучали жизнь птичьих колоний по соседству. Например, как ласточки делятся друг с другом информацией о маршрутах и доступной пище и как передают «традиции» (вроде предпочтительного размера колонии) по наследству своим птенцам.
Все это время Брауны вели подробный лабораторный журнал, куда вносились всевозможные характеристики птиц: одних они отлавливали, других, сбитых машинами, подбирали с асфальта. Каждую находку дотошно описывали. Резонно было предположить, что среди этих записей уже есть ключ к разгадке дорожной драмы. Так и оказалось.
Ласточки 1982 года отличались от ласточек 2012-го размахом крыльев. В среднем он уменьшился на целых пять процентов: с 11,1 сантиметра до 10,6 сантиметра. Что это дает птице? В первую очередь, больше маневренности: можно резко оборвать движение, которое грозит ударом о лобовое стекло вынырнувшей ниоткуда машины. В пользу этой логики говорит и то, что все сбитые ласточки, подобранные Джонсами, были длиннокрылыми (средний размах крыльев — 11,2 сантиметра) и, значит, недостаточно поворотливыми для американских шоссе.
Это не первый случай, когда эволюцию живых существ направляет воздействие людей на окружающую среду. Чаще всего вспоминают бабочек Biston betularia («березовые пяденицы»): их крылья потемнели, чтобы бабочка не так ярко выделялась на закопченной коре берез по соседству с заводами и фабриками. Но если пяденицы приспосабливались к новым обстоятельствам целых два века, то ласточки эволюционировали буквально на глазах.